1974-1976

1974-1976

1974 /Часть 1/.
Время от времени в репертуаре ансамбля появлялись песни, которые в моем сознании становились приметами какого-то конкретного года.
Голос Лермана настолько колоритен, что если голос вообще способен брать за душу, то он должен быть именно таким. Это о песне «Когда молчим вдвоем» (П.Слободкин-Л.Дербенев) с пластинки 1974 года. На этом же «миньоне» «Веселые ребята» впервые записали «забойную» песню молодого композитора В.Добрынина «На земле живет любовь». Необычность ее заключалась в том, что запев ее исполнял ансамбль, а в припеве голос звучал соло. Обычно все было наоборот. Третьей на пластинке была композиции американской группы «Криденс Клиэуотер Ривайвл» - «На перекрестке» (Д.Фогерти) в исполнении А. Лермана. В концертном репертуаре ««Веселых ребят» существовал и русский вариант этой песни под названием «Лесная свадьба». Чуть позже на сборной пластинке формата «миньон» «Мелодия» повторила песню «У той горы».
Еще во время совместных гастролей «Веселые ребята» обратили внимание на малоизвестную певицу Аллу Пугачеву, которая по расчетам Слободкина могла бы разнообразить чисто мужской вокал их ансамбля. И вот, после закончившегося в октябре 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, где Пугачева стала лауреатом 3 премии, ее пригласили в ансамбль «Веселые ребята». В Пугачевой счастливо сочетались глубокий драматизм с импульсивным балаганным юмором. И именно последнее привлекло к ней внимание «Веселых ребят» поскольку соответствовало профилю коллектива. В этом же году произошли очередные серьезные изменения в составе. Группу покинул ведущий гитарист Валерий Хабазин и барабанщик Владимир Полонский (в «Добры молодцы»). Появились новички: джазовый саксофонист и флейтист Андрей Русанов, лучший в то время в Москве барабанщик Борис Багрычев. Последний с 15 лет играл в «Орфее» вместе с Бергером и Добрыниным, а потом в «Араксе» с Буйновым. С уходом Хабазина ведущим гитаристом стал А.Пузырев.
Я: Валерий Хабазин.Он в Испании сейчас?
Пузырев: Потерялся след. Но вообще-то уехал он в Испанию.
Я: Откуда он пришел?
Пузырев: Этого я не знаю. Пришел он до меня, где-то году в 70-м. Соло-гитарист.
Я: Сильный?
Пузырев: Своеобразный. Какие-то слабости были. Но очень техничный, своеобразный.

1974 /Часть 2/
Следующий год станет годом отступлений и потерь. Наконец, в конце года вышел дебютный гигант ансамбля «Веселые ребята» «Любовь - огромная страна». Правда, еще до этого радиостанция «Юность» в своей вечерней программе, познакомила слушателей с большинством песен этой пластинки. Это была первая долгоиграющая пластинка нашего ВИА, которая имела название и одна из первых у эстрадных ансамблей вообще (только «Песняры» к тому времени имели в своей дискографии гиганты).
На диске 10 фотографий: Слободкин, Чиненков, Русанов, Пузырев, Буйнов, Багрычев, Лерман, Малежик, Алешин и Барыкин. Трое из них в записи не участвовали: Чиненков, Русанов и Багрычев. Фотографий четверых участвовавших на пластинке нет: Полонского, Хабазина, Дегтярюка и Казанцева. Причина в том, что к моменту выхода диска они уже не работали в ансамбле.
Пластинку открывает песня, давшая название всему диску - «Любовь - огромная страна» (Б.Рычков - Л.Дербенев). Она служит своего рода воротами, через которые слушатели попадают в волшебную страну - Любовь.
Две следующие песни: сентиментальная «Я к тебе не подойду» (Д.Тухманов - Л.Дербенев., И.Шаферан) и удалая «Отчего» (Ю.Антонов -Т.Сашко) - о любовных неудачах, они дают понять, что в стране этой не все благополучно. Монотонная «Вечная весна» (Д.Тухманов - И.Шаферан) голосом А.Барыкина пытается доказать обратное, но она явно «не из этой оперы», поскольку в аккомпанементе прослушиваются группа струнных и чужой вокальный ансамбль.
Песня П.Слободкина и Л.Дербенева «Что такого» рождена, по-видимому, в страшных творческих муках буквально из ничего. На всем ее протяжении А.Лерман мучает себя и слушателей: «Что такого я тебе сказал?» И так, в конце концов, ответа не находит.
Прекрасная композиция «Это Москва», завершающая первую сторону диска, уже издавалась. Если же говорить в целом о первой стороне пластинке, то она как афиша, представляет традиционные песни ансамбля, как по тематике, так и по манере.
И огромный успех, выпавший на долю «Я к тебе не подойду» (солист А.Лерман) и «Отчего» (они стали самыми популярными из тех, что записаны на диске), как раз, и определяется тем, что это была типичная продукция «фирмы «ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА», именно то, что от них ждали.
Вторая сторона - экспериментальная. Но сделана она с некоторой опаской: вдруг не поймут и потому разбавлена двумя более привычными вещами - «Качели» (С.Дьячков - Л.Дербенев) и «А мне-то зачем?» (П.Слободкин-Л.Дербенев).
Сторона начинается с «Нашей песни» (В.Гамалея-М.Танич) с мощным инструменталом, который напрочь забивает вокал. Партия соло-гитары записана Хабазиным. Песня не обычна не только для «Веселых ребят», но и для ВИА-жанра, вообще.
«Качели» сделаны специально для диска, на концертах их до этого не исполняли.
Популярнейшая по концертным выступлениям композиция «Простой парень» не удовлетворила своим текстом худсовет «Мелодии» и после переделки слов появилась песня «А мне-то зачем?» (солист А.Барыкин).
Если брать композиционное построение альбома, то две эти песни предназначены, видимо, для того, чтобы перевести дух и подготовиться к сюрпризам. Если «Наша песня» до рок-композиции чуть-чуть не дотягивает из-за слишком эстрадного вокала, то «Скорый поезд» (ранее выходил на 2-м диске Д.Тухманова) полностью ей соответствует. А, учитывая специализацию «Веселых ребят» это просто поражает. Манера исполнения их всегда соответствовала принципу «золотой середины». В песнях всего было понемногу, наблюдалось вокальное и инструментальное равновесие, из которого время от времени выплескивалось соло какого-нибудь инструмента, ненавязчивое и очень короткое, затем на музыкальном море опять наступал полный штиль. Правда, в некоторых песнях уж очень выделялся вокал (особенно А.Лермана). Ну, да это случалось не часто. И тем удивительней на таком фоне выглядела джаз-роковая композиция «Всегда вдали» (Е.Адлер -Д.Дербенев), где практически все инструменты ансамбля получили возможность блеснуть техникой. Особенно гитара Дегтярюка. Он же солирует и в песне «Скорый поезд» (все остальные гитарные партии записывал Пузырев). Джаз-рок и «Веселые ребята»! Композиция эта, завершающая пластинку, не только не обобщает впечатление от нее, а лишь запутывает ситуацию, заставляя по-новому взглянуть на возможности группы. Рассчитывать, что «Всегда вдали» станет хитом, было бы наивно и, тем не менее, песня попала на пластинку. Видимо, то к чему «Веселые ребята» приучили своих слушателей, не всегда определяло истинное лицо коллектива. А редчайшие попытки экспериментов в прошлом были вызваны либо боязнью потерять слушателей, либо кем-то сдерживались искусственно. В целом надо признать этот альбом несомненной удачей. Он подтвердил и уже устоявшийся образ группы и приоткрыл ее некоторые теневые стороны, оказавшиеся не менее интересными.
1975
В репертуаре «Веселых ребят» значительное место занимали песни Д.Тухманова, но до сих пор ни одной сольной пластинки с его песнями они не выпустили. И вот пробел этот был ликвидирован с помощью гибкой пластинки с 3 песнями. Для Тухманова это тоже был своего рода дебют, так как до нее он не выпустил ни одной пластинки, записанной только одним исполнителем. 2 песни - «Я к тебе не подойду» и «Скорый поезд» были с диска «Любовь - огромная страна», новая «Полоса невезения» (солист А.Барыкин).
Не будет преувеличением, если я скажу, что этот год стал годом А.Пугачевой. Ей, в качестве представителя от нашей страны, (не без решающей помощи Слободкина) предстояло участие в 11 Международном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей». Для Болгарии она подготовила 3 работы. Первая: когда-то очень популярная песня Э.Димитрова и В.Андреева «Арлекино». С ней в 1964 году композитор завоевал звание лауреата на фестивале в Сопоте и за нее же получил в Болгарии «золотой диск». Пугачева сама переписала сюжет песни, а поэт Борис Баркас написал новый текст. Павел Слободкин сделал для нее новую аранжировку. Уже имея «Арлекино» певица обратилась к композитору А. Мажукову, и он предложил ей свою новую работу «Ты снишься мне» (Н.Шумаков), распевную, рассчитанную на сильный голос. Она стала второй. Третьей была взята композиция болгарина А.Заберского «Я люблю тебя, Ленинград» в аранжировке А.Мажукова. Одна из этих трех работ должна была стать «ее песней», как считала Пугачева.
«Арлекино» получил огромную популярность и в нашей стране. Мелодия» выпустила первую сольную пластинку Пугачевой, где она пела в сопровождении «Веселых ребят». Естественно там были «Арлекино» и «Ты снишься мне». Вспомнили и песню «Посидим, поокаем» (А.Муромцев-И.Резник), с которой она выступала на конкурсе артистов эстрады.
Победа на «Золотом Орфее» открыла перед певицей блестящие возможности в реализации своих замыслов, и надо было только время, чтобы воплотить их в жизнь. А пока были бесконечные репетиции и концерты, на которых зрители при появлении Пугачевой начинали скандировать: «Ар-ле-ки-но!!!».
«Веселые ребята» это коллектив с очень современной манерой пения,- рассказывала Алла,- с кем бы я не работала, моя манера пения выделялась cреди других и не всегда это было мне, на пользу. А в этом ансамбле я совершенно не выделяюсь. Как будто мы родились вместе».
Думаю, что на самом деле все было не совсем так. Многое Пугачева видела сквозь призму успеха на «Золотом Орфее». Не все в ее отношениях с «Веселыми ребятами» было столь безоблачным, как она думала (или хотела думать), иначе бы уже в следующем году она не покинула их.
Не обошелся этот год и без изменений в составе. В марте ушел А. Пузырев. Вместо него вернувшийся из «Добрых молодцев» А.Лерман (затем и вовсе уехавший из страны) привел гитариста Вадима Голутвина. Из «Верных друзей» пригласили гитариста Валерия Дурандина. Появился новый певец и саксофонист Роберт Мушкамбарян. Ушли А.Русанов и В.Малежик (в «Голубые гитары»).
4 работы композитора Р.Манукова составили гибкую пластинку, записанную «Веселыми ребятами». Все песни очень разные, неординарные и с первого раза запоминаются. В традиционной манере сделан романтический шлягер «Вишня» (А.Прокофьев), ставший страшно популярным. Печальная, очень мелодичная и прекрасно аранжированная песня «Ясные, светлые глаза» (В.Лазарев) в исполнении А.Пугачевой. Из «Избранника» (Т.Сашко) получилась бы оригинальная инструментальная пьеса в стиле медленного вальса. На песне «Не надо ждать» (В.Харитонов) хочу остановиться. В это время особой популярностью пользовалась композиция ансамбля «Самоцветы» «Вся жизнь впереди» (А.Экимян - Р.Рождественнский). Не было дня, чтобы из радиоприемников или с телеэкранов не неслось бы бодрое:
«Не надо печалиться, вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди, надейся и жди.»
И тут появляется ансамбль «Веселые ребята» с песней «Не надо ждать» и печально возражает оптимистам:
«Не надо ждать, не надо ждать,
А то дорогу скроет вечер
Не надо ждать, не надо ждать,
Иди судьбе своей на встречу»
Однако оптимисты пришлись больше по душе почтенной публике и возражению не поверили. Московский композитор В.Добрынин, наконец-то, выпустил свою сольную гибкую пластинку, где одну песню с маршеобразным ритмом «Была любовь» (И.Шаферан) представили «Веселые ребята» .

1976
Выходит твердая копия прошлогодней пластинки В.Добрынина. Затем на сборнике "Есть глаза у цветов" издаются "Ясные, светлые глаза". На "миньоне", собравшем песни на стихи Н.Олева, вышла песня "Я вас люблю" (В.Добрынин) в исполнении А.Пугачевой и А.Алешина. Еще с прошлого года наметилась у «Веселых ребят» тенденция к упрощению музыкальных партии и чрезмерное увлечение духовой секцией. Казалось бы, тогда должно последовать усложнение стиха, но ничего этого не случилось. И очередная гибкая пластинка это подтвердила. Очень популярная в то время мелодия французского композитора К.Моргана "Эль бимбо" стараниями поэта И.Кохановского и солиста «Веселых ребят» Р.Мушкамбаряна превратилась в песню "Хорошо". Авторская песня участников ансамбля В.Голутвина и А.Буйнова "Наш дом" (сл.Ф.Гольвик, р.т.М.Кудинова) - это попытка обратиться к неэстрадной поэзии. Две другие песни: «Проходят годы» (А.Гаев - Н.Олев) и "Беда без тебя" (Л.Гарин - Т.Коршилова) Композитор А.Мажуков написал для Пугачевой еще одну песню "Очень хорошо" (Д.Усманов). По анкете журнала "Клуб и художественная самодеятельность" у нее 5 место. Выходила она и на пластинках.
Прошлогодний успех Пугачевой распространился и на этот год. Летом, в качестве почетного гостя, она в сопровождении «Веселых ребят» выступила на фестивале "Золотой Орфей"-76. Болгарская фирма грамзаписи "Балкантон" записала их выступление на фестивале и выпустила альбом.
В отличие от наших пластинок здесь на конверте указаны и аранжировщики и, думаю, это правильно, потому что в успехе песни они играют не последнюю роль. Большинство песен этой пластинки аранжированы П.Слободкиным. Структура пластинки отражает и концертную ситуацию в ансамбле: сначала (первая сторона) выступают «Веселые ребята», потом (вторая сторона) - А.Пугачева. На первой стороне 5 песен, из них 2 советские: пустая "Скажет пусть девчонка" (Д.Тухманов - В.Харитонов) и шедевр нелепой бессмысленности "Когда приходит любовь" (В.Дурандан - И.Кохановский). Три иностранные: "Мексика" ансамбля "Лес Хафри Сингерс", югославская композиция "Женщина" (Мамич - Кохановский) и "Бимбо". "Женщина" исполнена на языке оригинала Р.Мушкамбаряном и совсем не понятно в связи с этим, какое отношение к ней тогда имеет советский поэт Кохановский. Но песня очень красивая и, пожалуй, на пластинке самая интересная. Для составителей пластинки оказался почему-то неизвестен автор "Бимбо" Моргана. Поет ее тоже Мушкамбарян, однако с текстом отличным от того, который был у нее на последней пластинке «Веселых ребят».
Вторая сторона, где поет А.Пугачева, начинается с песни Ю.Антонова "Отчего" с диска "Любовь - огромная страна". Вообще-то эту песню поет ансамбль, хотя голос Пугачевой изредка тоже прослушивается. Популярные "Ясные, светлые глаза" по воле авторов пластинки стали принадлежать почему-то композитору А.Мажукову, хотя некоторые отличия от известной мне одноименной песни Р.Манукова имеются. В частности использование элементов "цыганочки", злоупотребление которой было отмечено у Пугачевой на прошлом "Орфее".
Не могу умолчать и еще об одной особенности диска. Если не ошибаюсь, только на этом зафиксирован факт исполнения Пугачевой народных песен. Имеется ввиду "Реченька" в аранжировке П.Слободкина, спетая ею без сопровождения. Мне трудно судить, удалась она или нет, но получилось, во всяком случае, не хуже, чем у других.
Три остальные песни: "Мушкетеры " (В. Добрынин - Н.Олев), "Очень хорошо " (А.Мажуков - Д.Усманов) и "Посреди зимы" (П.Слободкин - Н. Олев ) были, так себе, не из лучших. К тому же советским слушателям хорошо известны. "Мушкетеры" по Новогоднему огоньку, а песней "Очень хорошо" ежедневно терроризировали нас радио и ТВ, пытаясь убедить, что так оно и есть на самом деле.
Этот год отмечен одним очень ярким событием в советской популярной музыке: выходом нового альбома Д.Тухманова "По волне моей памяти", где были представлены выдающиеся образцы мировой классической поэзии, положенные на язык самой современной рок-музыки. В записи принимали участие ведущие солисты многих ансамблей.
Альбом "По волне моей памяти" всколыхнул оцепеневшую жизнь в нашей популярной музыке. Для «Веселых ребят» диск этот стал щелчком по самолюбию: впервые Д.Тухманов не предложил им участвовать в создании своей новой пластинки. Ничего удивительного, Тухманов из тех композиторов, которые очень точно чувствуют потенциал исполнителя. Видимо, он понял, что «Веселые ребята» выдохлись. ( На самом деле причина заключалась совсем в другом, а популярность «Веселых ребят» в период записи диска шла по нарастающей. Прим. Ред. )
Скоро это поняла и А.Пугачева. ( Тоже весьма спорно. Пугачева просто выросла из рамок ВИА. Прим. Ред.) Но, не думаю, что это была единственная причина ее ухода из ансамбля. Пугачева - певица драматического склада, юмор в ее песнях - сопутствующее. И ей, наверное, не раз приходилось идти на компромисс: выбирать между желанием петь то, что ей нравилось и тем, что нравится публике. Успех "Арлекино", как раз и заключался в удачном сочетании юмора и трагедии. Арлекино" стал для нее тем трамплином, который поднял ее на уровень популярности, где можно выбирать. Видимо, драматическое начало в Пугачевой возобладало над остальным, и рамки такого ансамбля, как «Веселые ребята» (теперь-то ясно, что тогда рамки любого ансамбля ей были бы тесны) стали слишком узкими. Ну, как бы там ни было, осенью А.Пугачева покинула «Веселые ребята» и начала сольную карьеру.
Попытки вдохнуть жизнь в группу привели к очередному обновлению состава. В августе вернулся А.Пузырев после 1,5 годичного отсутствия, появился новый барабанщик Виталий Валитов, певец и гитарист Игорь Гатауллин. Ушли Б.Багрычев и А.Барыкин (в новый состав «Самоцветов») и постепенно был выведен из программы В.Голутвин, которому тоже пришлось уйти (в «Добры молодцы»). Вообще у Слободкина в ансамбле существовала целая система подбора музыкантов. Если ему нужен был, например, басист, то он брал двух. Они работали, создавая друг другу конкуренцию. Постепенно кто-то не выдерживал и уходил. Частая смена состава не давала положительного результата. Коллектива единомышленников, без которого творческий прогресс в ансамбле невозможен, никак не получалось. Группа комплектовалась из музыкантов разных творческих манер, направлений, без учета их пожеланий, возможностей, специфики дарования того или иного исполнителя.


Продолжение

mailto:kwn@rbcmail.ru

Hosted by uCoz