Интервью, взятое у Александра его близким другом В.Некрасовым.

В.Н.:
Итак, Саша, я держу в руках твой сольный диск «Девять песен — девять жизней». Это подведение итогов творческого пути или давно запланированный проект? Расскажи, пожалуйста, поподробнее об этой работе.

АЛЕКСАНДР ЧИНЕНКОВ:
И то, и другое. Во-первых, конечно, создавая этот альбом, я прежде всего думал о своих пятидесяти прожитых годах и о том, что я сумел за это время сделать, а что не смог, упустил. Это, как мне кажется, естественно для каждого здравомыслящего человека: подводить итоги на определенных этапах своей жизни.
И эта пластинка для меня стала попыткой разобраться, что же я стою, как музыкант, композитор, продюсер. Вторым поводом к осуществлению этого проекта послужила постепенно сложившаяся ситуация в СВ — команде, в которой я проработал последние несколько лет. Она не развалилась, как это обычно бывает с рок-группами, проработавшими достаточно длительное время, но как бы сошла на нет.
Мы продолжаем изредка встречаться (правда, все реже и реже), делаем какую-то совместную работу, как правило студийную, реализуя чьи-то авторские проекты участников СВ, и все. Появилось, как говорится, много свободного времени, а точнее — большой объем собственного творческого материала, требовавшего своего воплощения.
Я не ставил перед собой задачу перехода на сольные проекты. Я групповой человек, если так можно сказать, мне хорошо в команде.
Но жизнь диктует свое. Эта пластинка и должна показать, готов ли я к сольной работе. Может быть, она кого-нибудь заинтересует.


ВН: Ты имеешь ввиду концертную деятельность?

АЧ: Именно концертную деятельность.

ВН: Саша, в самом начале работы над этим альбомом ты мне рассказывал, что собирался его сделать совместно со своими «боевыми товарищами», бывшими, как и ты, суворовцами Глебом Маем и Стасом Наминым. Не получилось?

АЧ: Да, действительно, такая идея была. Глеб Май очень положительно к ней отнесся, а вот Стас, сославшись на свою занятость, к сожалению, отказался. Правда, сказал, что с удовольствием бы поучаствовал в каком-нибудь концерте в этом составе, да еще нарядившись в суворовскою форму. Я думаю, это было бы клево!

ВН: Сколько времени заняла у тебя работа над альбомом?

АЧ: Около года. Хотя есть песни, которые я написал уже несколько лет назад.

ВН: Ты назвал свою работу «Девять песен — девять жизней», а композиций, как я вижу, десять. И почему «девять жизней»?

АЧ: Начну со второго вопроса. У англичан есть такая поговорка: «A cat has nine lives». У нас, я думаю, это звучит как «ванька-встанька», то есть, как бы тебя жизнь не лупила, ты все равно стоишь на ногах, не опускаешь руки, не ноешь. Это про меня. И потом Beatles частенько в своих песнях поминали эту кошку с девятью жизнями, а я, как ты знаешь, абсолютный битломан. И в эту работу я попытался вдохнуть битловский дух. Получилось ли, не знаю, судить не мне.

Теперь о десятой композиции, вернее, первой на диске — «Вступление. Земля Русская» . Это особая работа во многих отношениях. Во- первых, она сделана на заказ.

ВН: ?

АЧ: Да, именно на заказ. История такова. Познакомился я в нашем Рождественском храме, что в Измайлово, с одной прихожанкой — женщиной средних лет, учительницей по профессии, и подарил ей свой первый сольный альбом «До свидания». Ей понравилась моя работа. Позже, где-то в 1999 году, ее муж — Вадим Леонидович директор Исторического музея, неожиданно предложил мне написать гимн музея, сказав при этом, что он уже сделал несколько подобных заказов, но ни один его не удовлетворил. Текст для гимна он подобрал сам — фрагмент древне- русской летописи. Это предложение я получил в предверии Великого поста. И в Великий пост каждодневно после утренней молитвы я садился за работу над этим гимном, пытаясь всем сердцем поглубже вникнуть в этот православный текст. Так вот и родилось это произведение. И я посчитал необходимым включить его в свой новый альбом, но включить особняком от всех остальных песен. Поэтому оно и называется «Вступлением», а не стоит под порядковым номером «1».

ВН: Заказчику понравилось?

АЧ: Да.

ВН: Ну, раз уж мы заговорили о конкретном произведении с твоего альбома, не расскажешь ли ты о других? Ведь, как я знаю, за каждым из них своя история.

АЧ: Конечно. Первая песня — «Кадеты» . Она написана на стихи моего однокашника, полковника в отставке Сергея Петрова. Мы с ним увиделись в прошлом году на традиционной встрече выпускников Суворовского училища, которая проходит в последнюю субботу мая. В беседе он мне рассказал, что уже давно пишет стихи. Я предложил написать к одному из них музыку. Сергей сразу же откликнулся на мое предложение и дал мне несколько своих стихотворений, из которых я выбрал «Кадетов».

Следующая песня — «Не по воле» . У меня к ней особое отношение. Она была написана на слова Роберта Мушкамбаряна, замечательного солиста группы ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА. У меня с ним сложились самые теплые отношения, не смотря на то что он был и постарше меня, и музыкально мыслил совсем по-другому. В самом начале 90-х Робик внезапно уезжает со своей семьей за океан-море синее. Покидал Союз он крайне неохотно, но так сложились обстоятельства. Уезжая, он мне передал несколько написанных им песенных текстов со словами: «Может, понадобится когда?» Через несколько лет из Штатов приходит трагическая весть о смерти Робика, потрясшая меня до глубины души. И я решил в память о своем товарище написать песню на его слова. Что я и сделал.

Третьей песней в альбоме стала песня «СВ» на стихи Саши Бутузова, небезызвестного тебе Фагота. Тема Степного Волка давно уже волнует мое сознание да и не только мое. На своей предыдущей пластинке я уже записал композицию под названием «Степной волк».
Текст к ней тогда сочинил Владимир Микушевич. Фагот, прослушав ту песню, сказал, что это волк — да не тот, и написал собственные стихи на эту непростую тему. В этих стихах присутствует и некая адресация к Герману Гессе, и, безусловно, к группе СВ.


ВН: А что, «Степной Волк» это еще одна расшифровка загадочной аббревиатуры СВ? Я первый раз об этом слышу!

АЧ: Да, наравне со «Снова Вместе», «Спальным Вагоном», «Советской Властью» и т.д.

Далее идет «Ещё пока» со стихами Алексея Романова. Наткнулся на них совершенно случайно в одной из газетных публикаций о его творчестве. До этого я никогда не слышал от Алексея этих стихов и о попытках написать для них музыку и решил к ним обязательно вернуться. И вот срок пришел. Я позвонил Лехе и попросил у него разрешение использовать его сочинение. Он немного подумал и сказал: «Валяй!» Так появилась и эта песня. Необходимо сказать, что работал над ней я очень тщательно. Перепробовал около десятка различных аранжировок, пока не остановился на окончательном варианте, который и вошел в эту пластинку. Считаю, что это наиболее удачный вариант, надеюсь, что и Леха со мной согласится.

«Старуха» . Эта несерьезная песенка о вполне серьезных делах, о нашей жизни. Появилась она на свет в результате наших малоуспешных попыток, в частности и с тобой, собрать команду закадычных друзей и поиграть всласть. Пока не получилось, может, еще получится. После нескольких наших редких совместных выступлений с исполнением, в основном, битловского репертуара, я попросил Алексея Антонова (Старуху) написать стихи на русском, что он иногда делает. Объяснил ему, что хочу услышать, и Старуха взялся за дело. Попыхтел над бумагой, попыхтел и наконец написал, но... только запев, припев у него никак не получался. Тогда я обратился к Николаю Бокареву из Ленкома. Он профессиональный поэт и, выслушав мою просьбу, накатал с дюжину различных вариантов припева. Вот такое соавторство получилось.

Коля Бокарев написал еще одни стихи для меня, только уже целиком. Для песни «Сердце» — причина грустная. Я поведал ему о своих недавних потерях: умерла мама, ушел из жизни Валерочка Андреев талантливейший звукорежиссер и очень близкий мне человек.

Кстати, помнишь тот проект, посвященный памяти Валеры Андреева «И в памяти моей», ты принимал в нем участие? Он так, к сожалению, и не вышел по причине глупых нестыковок с авторскими правами. Обидно и жалко. Я еще тогда задумал написать песню в память о Валерочке. Не написал, просто времени не хватило, занят был продюсерскими проблемами и пробиванием бюрократических барьеров. И вот теперь решил исполнить свой долг. «Сердце» посвящается всем ушедшим — близким и далеким.

«Ветер» . Эту песню можно назвать римейком первоначального варианта. Записали ее в студии театра «Ленком» всем составом СВ. Основу аранжировки создал Вадим Голутвин, а так работали всей командой. Мне хотелось, чтобы в «Ветре» почувствовались интонации «Дома восходящего солнца» — эдакая ностальгия о тех годах. По-моему, получилось. Слова написал Фагот. Кстати, я узнал что и Андрей Сапунов написал свою версию на эти строки.

Предпоследняя песня альбома — «Город» . Как-то Фагот подарил мне свой рукописный сборник стихов, в котором я и нашел это стихотворение. Стихи, по-моему, классные. Да и сама тема города, для меня - сугубо городского человека - очень близка. Близка она мне еще и потому, что Beatles неоднократно касались этой темы. Вспомни: «A Day in The Life», «Penny Lane», «Strawberry Fields» и т.д. Это неисчерпаемая тема, и я решил к ней прикоснуться.

И, наконец, последняя вещичка — «Не торопясь, упасть» . Слова Лехи Романова. Причем у него есть свой реггийный вариант песни. По-моему, неплохой. Я же сделал по-другому. Леха пытался записать на студии в Ленкоме и мой вариант, но что-то там не получилось. Вот, пожалуй, и все про сами песни.

ВН: Саша, расскажи, пожалуйста, о технологической, если можно
так сказать, стороне создания этого диска. По-моему, здесь много за-
нимательного и, я бы добавил, поучительного.

АЧ: Ну, поучительность, с моей точки зрения, заключается только в одном: решившись на реализацию подобного проекта, запаситесь либо изрядным количеством денег, либо изрядным количеством терпения и настойчивости. Лучше всего, когда эти компоненты присутствуют одновременно. Я же был лишен первого, то есть денег. При шлось увеличивать второй и третий. Знаешь, как у слепцов: зрения нет, «зато я нюхаю и слышу хорошо», но зрение-то в конечном счете никто и ничто не заменит. Так и здесь, отсутствие необходимой суммы.разумеется, сказалось на качестве продукта. Чтоб дешево и хорошо — так не бывает! Посуди сам, и это очень важно отметить, весь диск был записан с первого дубля! За редчайшим исключением — со второго. В результате: большое количество огрехов и по звуку, и по сведению, и по исполнению, но я уже был не в состоянии их исправить. Честно говоря, я думал будет хуже. А в общем-то диск мне по душе. Зная реальное положение вещей и предвидя конечный результат, я больше всего был озабочен не достижением идеального звучания, а тем, чтобы как можно более точно передать настроение. И здесь меня вновь вдохновляли Beatles. Вспомни первые альбомы. Какой там звук! Да его вообще там нет по современным меркам! А как все дышит, как живет! Настроение, старик, настроение!

Что же касается технологии, то вся мидийная часть альбома была записана дома. У меня небольшая, но своя, студийка на основе старенького Макинтоша, какой кайф я от нее ловлю! Знать, что в любой момент времени, хоть днем, хоть ночью, ты можешь за нее сесть и тут же записать свои мысли — вот истинное наслаждение! Живой звук я писал на различных студиях, но большее количество на домашней студии Андрея Титкова, клавишника из ансамбля А. Малинина. Помощь, которую он мне оказал, неоценима. Он также принимал участие в записи альбома и как музыкант. Кроме него, над альбомом работали замечательные гитаристы: Володя Федоренко — человек, который может сыграть, по-моему, все что угодно и при том очень вкусно, и не менее виртуозный музыкант Виталий Кись. Во «Вступлении» поет Елена Крючкова, прекрасная вокалистка, постоянно поющая в одном из московских храмов. Вот так.

ВН: Мы подошли к концу нашей беседы, что ты, Александр Михалыч, хотел бы сказать в заключение?

АЧ: А что еще сказать? Я попытался все сказать в своей работе, а получилось у меня это или нет, судить уже не мне. Единственное, что я могу добавить, так это то, что я был предельно искренен во всем, что я делал и делаю. Жизнь бежит быстрее, чем мы даже себе это пытались представить, слыша банальную фразу о ее скоротечности. Я попробовал чуточку рассказать о своем полувековом беге наперегонки со временем, и если хоть один, услышавший эту пластинку, найдет в себе согласие с моими мыслями и чувствами и не позабудет об этом в одночасье, отбросив диск в сторону, я буду знать, что не зря я топчу эту грешную землю.

ВН: Спасибо, Чиня!

Москва. Май 2001г
Опубликовано в журнале Music Box

 

 

 

Hosted by uCoz