Краткая биография творческого пути Бергера, рассказанная KWNом

Родился в 1946 году в Москве. Рос на русской классической музыке. До сих пор его любимый композитор-Мусоргский.
В 4 года начал заниматься музыкой. Первым инструментом стала скрипка, которую он через три недели возненавидел и сломал. Следующим его инструментом стало пианино, вместе с которым в его жизнь вошел и первый преподаватель музыки. Опыт оказался не удачным по причине нежелания ученика выполнять требования учителя. Однако уход преподавателя, как не странно, подтолкнул маленького Леню к попытке начать самостоятельно сочинять "какие-нибудь вальсочки". Уже в школе он продолжал этим заниматься, тем более, что отец его в этом поощрял - за каждую написанную мелодию давал рубль.
В общеобразовательной школе он проучился до 6 класса, а потом был принят в Центральную музыкальную школу. Учился по классу кларнета, но без успеха, поскольку этот инструмент не любил. Зато очень настойчиво начал заниматься теорией музыки. Через 2 года был принят в "Мерзляковку", где продолжил изучение истории и теории музыки. Оттуда поступил в училище им.Гнесиных. В училище у него проявился интерес к Мусоргскому, Дебюси, Равелю, Гершвину и ...джазу.
На одной из молодежных вечеринок он впервые услышал "Битлз" и сразу очень серьезно на них "запал".Чуть позже в похожей ситуации он услышал Рэя Чарльза, который настолько его поразил, что: "Папа...,на другой день, решил что меня где-то отравили так, что я сошел с ума."
Когда Леонид женился, отец подарил ему на свадьбу обручальное кольцо и попросил выгравировать на нем свое имя, но на кольце появилось надпись "Рэй Чарльз".
Это увлечение привело к тому, что Бергер был отчислен из училища. Отец упросил начальство чтобы Леонида приняли назад, но для этого ему пришлось вновь пройти через приемные экзамены, которые он довольно легко выдержал и был вновь принят на первый курс.
Вскоре он познакомился с Валерием Шаповаловым, который ввел его в круг зарождавшихся московских рокеров.
В 1966 году Леонид Бергер стал одним из основателей ансамбля "Орфей".
Михаил Шабров (поэт-песенник, в прошлом старший редактор фирмы "Мелодия"):
"Вокалистом группы был Леонид Бергер. У него был красивый сильный голос, и сам он был красивым молодым человеком. Девушки сходили по нему с ума. Главный показатель популярности. У Бергера были все данные, чтобы со временем стать, как теперь принято говорить, суперзвездой..."
Бергер:
"Наш репертуар представлял сплошную эклектику. Я, естественно, пел Рэя Чарльза, который в то время и довольно долго потом воспринимался всеми достаточно странно. Немного пели "Битлов"...Да, пели мы еще вещи "Бич Бойз".И, что важно, уже тогда я начинал "пописывать рок" сам. Но вот, что потрясающе странно:меня, бешено увлекающегося "американщиной"... и "англичанщиной"..., тянуло писать песни только на русском! Я и тексты сам писал..."
Михаил Шабров:
"Леня Бергер свободно владел английским языком, его произношение было безукоризненным и песни из репертуара "Битлз" в его исполнении звучали без раздражающего слух акцента. К тому же он понимал о чем поет. И это было не слепым копированием или подражанием "Битлз" - это было собственным прочтением, что всегда интересно."
На самом деле Бергер плохо знал английский в то время и его произношение тоже было далеко не "безукоризненным", поскольку все песни, которые он исполнял "снимались" им на слух по записям. Однако благодаря потрясающему голосу и необычной манере пения тогда считалось, что он был один из немногих, кто мог делать "настоящую "фирму".
Стас Намин:
"Бергер,... уникальный парень - тем, что он настоящий трудяга. В определенный момент и раньше всех он понял, что кроме "халявы" и такой, знаешь, заводной музыки, существует обязательный "музыкальный труд", и занялся соул-музыкой... Как он преображался, когда садился за фортепиано и начинал петь. Пел здорово. На английском языке и на русском, естественно..."
В январе 1969 года в училище к Бергеру подошел Павел Слободкин, к тому времени уже руководитель вокально-инструментального ансамбля "Веселые ребята" и предложил совместную работу. Дав согласие, Бергер был приглашен на прослушивание.
Бергер:
"И вот я явился на прослушивание.Оказалось в зале для прослушивания сидел только Паша, готовый один решить мою судьбу.В зале стоял рояль. "Ну? Что ты умеешь?"-спросил Паша. Я сел за рояль и "сбацал" ему одну песню. "Достаточно!-остановил он .- Ты, паренек, нам подходишь!"
В это время Слободкин готовился к записи первой пластинки ВИА "Веселые ребята".
Пластинка была необычна тем, что впервые фирма грамзаписи "Мелодия" выпускала композиции "Битлз", пусть и не в оригинале. Официальные власти резко критиковали эту группу, поэтому выход подобной пластинки в то время-дело совершенно удивительное, поскольку пройти в таком виде различные худсоветы и согласования было практически нереально. Кроме того на ней отсутствовали и песни членов Союза композиторов СССР.
Леонид Борткевич (солист ВИА "Песняры"):
"...доставалось и ВИА - выступать они могли, только включив в свой репертуар положенную долю песен членов Союза композиторов. Надзор был пристальным, а наказания-быстрыми и жесткими. По недосмортру на фирме "Мелодия" записали и выпустили пластинки ансамбля "Веселые ребята" с песней "Битлз" "Obladi-Oblada" на английском языке - какой поднялся скандал! Виновные тут же получили взыскания по партийной линии".
"Пробить" выход этой пластинки помогли крепкие связи Слободкина, помощь самого популярного тогда поэта-песенника Онегина Гаджикасимова (на диске записывались 2 его песни), определенный компромисс и тот факт, что она планировалась к выходу в гибком варианте (гибкие грампластинки, выпускались фактически минуя худсоветы, особенно, когда фирма "Мелодия" недовыполняла план).
На дебютную пластику Слободкин возлагал большие надежды по раскручиванию собственного ансамбля и чтобы эти надежды оправдались он искал людей, которые могли бы осуществить эти записи максимально эффектно. Поскольку в то время в Москве лучшими подражателями "битлов" был "Орфей", то именно на них и обратил свой взор Слободкин. Троих участников "Орфея" (Бергера,Витебского и Антонова) Слободкин пригласил для записи песен "Битлз". Первоначально обе песни планировалось записать на английском языке, но такой вариант не разрешили. И пришлось Леониду написать к песне "Старенький автомобиль" русский текст. Но главным хитом диска стала, как не странно, не "битловские" вещи, а песня "Алешкина любовь" (С.Дьчков-О.Гаджикасимов), навсегда ставшей визитной карточкой "Веселых ребят" и лично Леонида Бергера. Впрочем, она была сделана явно под воздействием песни "Gerl", тех же "Битлз". Пластинка стала суперуспешной, обеспечив сумашедшую популность и ансамблю и Бергеру лично. После ее записи Бергер и Витебский получили приглашение работать в "Веселых ребятах".
В этот период Леонид, как певец, стал востребован разными авторами.Он принимает участие в записи сольной пластинки композитора Давида Тухманова (песня "Непросто быть вдвоем" вместе с "Веселыми ребятами").Эта пластинка в гибком варианте вышла даже раньше, чем дебютный диск самих "Веселых ребят".
Известный композитор Оскар Фельцман предложил Бергеру записать несколько своих песен с обещанием помочь в продвижении. Вышла пластинка, где кроме песни Фельцмана была и песня Д.Тухманова с оркестровым акомпанементом.
Композитор Владимир Рубашевский выпустил миньон со своей музыкой к фильму "Каникулы в раю",где одну песню записала вокальная группа "Веселых ребят" (Бергер,Витебский и Петерсон) вместе с певицей Марией Лукач,одну спел сам Бергер и одну дуэт Бергер-Лукач.
Короткое время в "Веселых ребятах" вместе с Бергером работал и Александр Градский.
А.Градский:
"Впечатление? Сногшибательное!!! Очень он(Бергер) мне тогда нравился! Но!!! Он никогда ничего не сделал своего. Сейчас - а я его вновь недавно "живьем" слушал - он, честно говоря, мне меньше понравился.Кстати, и всегда, когда он пел по-русски, это было неинтересно по сравнению с тем, как гениально - я считаю - он пел по-английски. Как он пел рэй-чарлзовские вещи! Как он пел Тома Джонса! Это просто невозможно вспоминать без слез! Это действительно замечательно было! Но как только он начинал петь по-русски-все: его, так сказать суперталант поникал...у меня в глазах. Он терял практически все...
Он певцом для меня, перед которым я хоть в чем-либо преклонялся, никогда не был! Я всегда считал себя равным, а может быть и лучше.Я на русском языке всегда пел гораздо лучше, чем он! И всегда пел на английском языку хуже, чем он, как мне казалось...
Бергер мне нравится как исполнитель английских и американских вещей - безоговорочно! Больше...никогда мне никто не нравился!"
В конце 1971 "Веселые ребята" выезжают на первые зарубежные гастроли в Чехословакию, где ими была записана пластинка с очередным хитом Бергера "Нет тебя прекрасней" (Ю.Антонов-А.Азизов,М.Беляков).
Алексей Пузырев (бывший участник и основной аранжировщик ВИА "Веселые ребята" их "золотого периода" 1971-1975гг.):
"Я помню, что мы записывались в какой-то кирхе, внизу была студия, а наверху сидели звукооператоры. Они очень ехидничали насчет русских музыкантов, но, как только Бергер запел, сразу примолкли...".
Андрей Макаревич:
"Приходилось мне видеть и слышать Бергера, одного из самых легендарных теперь предтеч отчественного рока. Он производил очень сильное впечатление, особенно когда пел Рэя Чарльза в нашем родном "Энергетике". Когда Бергер пел по-русски, меня это очень ломало, потому что американскую манеру произношения он противоестественно переносил в русское пение. Кстати, он заразил этим советскую эстраду.(Макаревич с чувством показывает, как своей американизацией произношения русских песен Бергер "заразил" всю нашу эстраду. Подобно тому, как мы выдавливаем пасту из тюбика, он с ударениями, тягуче выдавливает из себя слова бергеровской песни "Для меня нет тебя прекрасней...".И добавляет:"Вот я не могу этого слушать. Меня уже тогда это коробило".
В первой половине 1972 года "Веселые ребята" принимают участие в записи дебютного диска-"гиганта" Д.Тухманова "Как прекрасен мир". Они записали вокальные партии 3 - х песен: "Любовь - дитя планеты", "Любимая, спи" (Е. Евтушенко) и "Танцевальный час на Солнце" (С. Кирсанов).В двух последних солировал Бергер.
Потом вышла пластинка "Веселых ребят" с песнями из этого диска, но уже в собственном сопровождении.
Видимо, это были последние работы Бергера в грамзаписи в составе "Веселых ребят".
Популярность Бергера росла, но реализовать себя в полной мере ему не удавалось. Это навело его на мысль об эмиграции.


Окончание

Hosted by uCoz